Выставочные экспонаты
Из собрания
Российской государственной библиотеки
Экспонаты выставки «Император Александр II. Воспитание просвещением» наглядно показывают, какими путями шло воспитание Александра II, как формировалась его личность и какой вклад в культуру России сделал император-просветитель.
От рождения до коронации
Румянцевский музей
Тысячелетие России
Внимание к истории
Политехническая выставка
Великий князь Николай Павлович
Боллингер Ф. В. По оригиналу Эрнста Гебауэра.
Берлин, около 1818. Эстамп. РГБ


В феврале 1814 года великий князь Николай Павлович, следовавший в штаб-квартиру русской армии, нанёс визит прусской королевской семье. Здесь он увидел старшую дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III Фридерику Луизу Шарлотту Вильгельмину.
Великий князь Александр Николаевич
Россия, первая треть XIX века. Лубок. РГБ

Будущий император Николай I писал: «Провидением назначено было решиться счастию всей моей будущности, здесь увидел я в первый раз ту, которая по собственному моему выбору с первого раза возбудила во мне желание принадлежать ей на всю жизнь…»
Фридерика Луиза Шарлотта Прусская (великая княгиня Александра Фёдоровна)
Хаас, И. М. По оригиналу Эрнста Гебауэра. Берлин, 1817. Эстамп. РГБ

24 июня 1817 года принцесса приняла православие с именем Александра Фёдоровна и 25 июня 1817 года обручилась с Николаем Павловичем, получив титул великой княжны. Венчание состоялось в её день рождения — 1 июля 1817 года.
Великий князь Николай Павлович
Боллингер Ф. В. По оригиналу Эрнста Гебауэра. Берлин, около 1818. Эстамп. РГБ

В феврале 1814 года великий князь Николай Павлович, следовавший в штаб-квартиру русской армии, нанёс визит прусской королевской семье. Здесь он увидел старшую дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III Фридерику Луизу Шарлотту Вильгельмину.
Великий князь Александр Николаевич
Россия, первая треть XIX века. Лубок. РГБ

Будущий император Николай I писал: «Провидением назначено было решиться счастию всей моей будущности, здесь увидел я в первый раз ту, которая по собственному моему выбору с первого раза возбудила во мне желание принадлежать ей на всю жизнь…»
Фридерика Луиза Шарлотта Прусская (великая княгиня Александра Фёдоровна)
Хаас И. М., по оригиналу Эрнста Гебауэра. Берлин, 1817. Эстамп. РГБ

24 июня 1817 года принцесса приняла православие с именем Александра Фёдоровна и 25 июня 1817 года обручилась с Николаем Павловичем, получив титул великой княжны. Венчание состоялось в её день рождения — 1 июля 1817 года.

Семья цесаревича Александра
Будущий император Александр II родился 17 апреля 1818 года в 11 часов утра в Николаевском дворце Московского Кремля. В честь его рождения в Москве был дан салют в 201 пушечный залп. Александр — единственный уроженец Москвы на престоле России со времён Петра I. Его родители, Николай Павлович и Александра Фёдоровна, в 1818 году были ещё великими князьями. Их короновали через 8 лет, 3 сентября 1826 года.

Всего у императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны было семь детей: Александр, Мария, Ольга, Александра, Константин, Николай и Михаил.

Карл Карлович Мердер
Воспитатель цесаревича Александра Николаевича с 1824 по 1834 год

Летом 1825 года к шестилетнему Александру Николаевичу был приставлен воспитатель Карл Карлович Мердер. Император Николай I лично выбрал воспитателя для сына, высоко оценив его опыт боевого офицера и педагогический талант, проявившийся в школе гвардейских подпрапорщиков и в 1-м кадетском корпусе. В обязанности Мердера входило руководство всем процессом воспитания, включая и учебную, и нравственную сторону. Николай I был серьёзно озабочен тем, чтобы дать наследнику соответствующее образование и воспитание. «Я хочу воспитать в моём сыне человека, прежде чем сделать из него государя», — говорил он.
Император Николай I и великий князь Александр Николаевич перед картиной «Религия и человеколюбие ведут юношу к блаженству»
Чориков Борис Артемьевич (1802—1866)
Около 1830. Литография. РГБ


На первое место Николай I ставил воспитание в сыне чувства долга перед Отечеством. Желая воспитать наследника достойным своего высокого положения, император с 10 лет начал внушать ему мысль о том, что главный смысл его жизни — служба своей стране. Император считал важным утвердить в сыне убеждение в священном характере его государственного долга и дать ему ясное понятие о законности монаршей власти. Эта мысль постепенно входила в сознание великого князя, делая его с годами более серьёзным и ответ­ственным.
Василий Андреевич Жуковский
Наставник цесаревича Александра Николаевича с 1824 года

Николай I и Александра Фёдоровна, вопреки сложившейся традиции, выбрали в наставники цесаревичу не вельможу, а поэта Василия Андреевича Жуковского. Жуковский был давним другом императорской семьи: с 1817 по 1825 год он преподавал русский язык Александре Фёдоровне. Жуковский в переписке с друзьями не раз уточнял, что ему доверили «просвещение» наследника, назначив — «не ошибайтесь, наставником, а не воспитателем — за последнее никогда не позволил бы себе взяться». Воспитателем будущего царя был Карл Карлович Мердер.
Карл Карлович Медер
Воспитатель цесаревича Александра Николаевича с 1824 по 1834 год

Летом 1825 года к шестилетнему Александру Николаевичу был приставлен воспитатель Карл Карлович Мердер. Император Николай I лично выбрал воспитателя для сына, высоко оценив его опыт боевого офицера и педагогический талант, проявившийся в школе гвардейских подпрапорщиков и в 1-м кадетском корпусе. В обязанности Мердера входило руководство всем процессом воспитания, включая и учебную, и нравственную сторону. Николай I был серьёзно озабочен тем, чтобы дать наследнику соответствующее образование и воспитание. «Я хочу воспитать в моём сыне человека, прежде чем сделать из него государя», — говорил он.
Император Николай I и великий князь Александр Николаевич перед картиной «Религия и человеколюбие ведут юношу к блаженству»
Чориков Борис Артемьевич (1802—1866). Около 1830. Литография. РГБ

На первое место Николай I ставил воспитание в сыне чувства долга перед Отечеством. Желая воспитать наследника достойным своего высокого по­ложения, император с 10 лет начал внушать ему мысль о том, что главный смысл его жизни — служба своей стране. Император считал важным утвердить в сыне убеждение в священном характере его государственного долга и дать ему ясное понятие о законности монаршей власти. Эта мысль постепенно вхо­дила в сознание великого князя, делая его с годами более серьёзным и ответственным.
Василий Андреевич Жуковский
Наставник цесаревича Александра Николаевича с 1824 года

Николай I и Александра Фёдоровна, вопреки сложившейся традиции, выбрали в наставники цесаревичу не вельможу, а поэта Василия Андреевича Жуковского. Жуковский был давним другом императорской семьи: с 1817 по 1825 год он преподавал русский язык Александре Фёдоровне. Жуковский в переписке с друзьями не раз уточнял, что ему доверили «просвещение» наследника, назначив — «не ошибайтесь, наставником, а не воспитателем — за последнее никогда не позволил бы себе взяться». Воспитателем будущего царя был Карл Карлович Мердер.
Книги по воспитанию из библиотеки Александры Фёдоровны
Библиотека императрицы Александры Фёдоровны (старшей) представляла собой значительное собрание, состоящее из 9 тысяч книг, альбомов, гравюр и эстампов. Свою библиотеку императрица собирала на протяжении всей жизни. Самые ранние издания привезены ею из родительского дома. В состав её личной библиотеки входили также книги, различные пособия, справочники по педагогике и воспитанию детей.

Многие книги были приобретены по рекомендации В. А. Жуковского.
Воспитание и план обучения цесаревича Александра

По мнению Василия Андреевича Жуковского, воспитание должно пробудить и развить лучшие врождённые качества ребенка, предохранить от зла, устраняя дурные побуждения, способствовать сохранению душевной чистоты. «Воспитание должно образовать человека, гражданина, христианина», — отмечал Жуковский, подчёркивая, что воспитание начинается с колыбели, учение — с отрочества, то и другое продолжается до начала молодых лет.

Время учения Жуковский разделил на три периода: от 8 до 13 лет — учение приготовительное, от 13 до 18 лет — учение подробное, от 18 до 20 лет — учение применительное. Каждому этапу соответствовали свои цели и своя учебная программа.

Военное образование цесаревича Александра

Большую роль в процессе становления наследника как личности и как монарха играл сам император Николай I. Император любил дисциплину, военные парады и фронтовые учения. Он желал, чтобы наследник в совершенстве знал военное дело. Для этого в программу обучения были включены общие и специальные военные дисциплины. Николай I с малых лет брал сына с собой на смотры и фронтовые учения, цесаревич участвовал в учебных походах кадет, приучался к простым условиям жизни и умеренности в быту — питанию без излишеств, ночному отдыху на жёстких кроватях, скромной жилой обстановке. Александр Николаевич, даже став императором, продолжал рисовать солдатиков, фантазируя на темы военного обмундирования.
Значительный раздел в личной библиотеке императора Александра II занимало собрание военной литературы на русском и иностранных языках, альбомов с рисунками военной формы, карт, планов, чертежей. В царских семьях военному образованию традиционно уделялось особое внимание.
Сёдерберг Густав (1799—1875)
Униформа королевской армии Швеции (Söderberg Gustaf. Kongl. svenska arméens uniformer : Hans kongl. höghet kronprinsen). Из личной библиотеки Александра II
Значительный раздел в личной библиотеке императора Александра II занимало собрание военной литературы на русском и иностранных языках, альбомов с рисунками военной формы, карт, планов, чертежей. В царских семьях военному образованию традиционно уделялось особое внимание.
Сёдерберг Густав (1799—1875)
Униформа королевской армии Швеции (Söderberg Gustaf. Kongl. svenska arméens uniformer : Hans kongl. höghet kronprinsen). Из личной библиотеки Александра II


из коллекции А. М. макарова
[САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА]. РГБ
Рисунки обмундирования и вооружения войск русских при императоре Николае I с собственноручными пометками карандашом его императорского величества
из коллекции А. М. макарова
[санкт-петербург, ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА]. РГБ
Рисунки обмундирования и вооружения войск русских при императоре Николае I с собственно⁣ручными пометками карандашом его императорского величества
из коллекции А. М. макарова
[САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА]. РГБ
Рисунки обмундирования и вооружения войск русских при императоре Николае I с собственно⁣ручными пометками карандашом его императорского величества
С детских лет рисование наравне с игрой в солдатики было любимым занятием великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. Он постоянно просил своих воспитателей что-то нарисовать для него, а затем с большим старанием и видимым удовольствием раскрашивал рисунок.

В 1816 году за границей он знакомится с известным в то время «баталическим» живописцем А. И. Зауервейдом и берёт у него уроки. Любовь великого князя Николая Павловича ко всему военному, заложенная в детстве, нашла себе достойное применение.

После возвращения на родину новая страсть увлекла Николая Павловича — он захотел научиться искусству гравирования.
Впоследствии великий князь значительно преуспел в технике офорта и даже создал серию гравюр «Обмундирование российских войск» по рисункам своего любимого художника А. И. Зауервейда.

Тема военного обмундирования — одна из любимых в рисунках будущего императора. Он всегда тщательно и безупречно вырисовывает детали обмундирования: обшлага, петлицы, воротники, демонстрируя при этом безупречное знание военной формы. В 1829 году, уже будучи императором, он с видимым удовольствием создает серию акварельных рисунков-фантазий на тему итальянской гвардии и шуточную серию карандашных рисунков, изображающую женщин в парадной кирасирской форме.
«Венчание с Россией»
В 1837 году Александр Николаевич предпринял семимесячное путешествие по России, которое в XIX веке стало обязательным элементом образования наследников престола. Маршрут составил Николай I. Василий Андреевич Жуковский назвал это первое путешествие великого князя «венчанием с Россией» и сравнил его с чтением книги: «Эта книга — Россия, но книга одушевлённая, которая сама будет узнавать своего читателя. И это узнавание есть главная цель настоящего путешествия». Жуковский остался верен себе, рассматривая поездку как шлифование тех нравственных качеств наследника, которые были заложены в результате предшествующего десятилетнего обучения.

Рисовано со слов старожила очевидца К. Н. Николаева
Из книги М. С. Знаменского «От Тобольска до Обдорска». Тобольск, 1862. Хромолитография. РГБ

Николай I, напутствуя сына перед поездкой, подготовил ему письмо-наставление. Император напомнил сыну, что путешествие по России есть то «время, в которое ты, знакомясь со своим родным краем, сам будешь строго судим». Он очертил цели путешествия, правила поведения с людьми. Для всех участников этой поездки император составил отдельную инструкцию, в которой определил её назначение: «Путешествие наследника имеет двоякую цель, узнать Россию, сколько сие возможно, и дать себя видеть будущим подданным».
Декабристы, жившие в Тобольске, их могилы и дома
Из книги М. С. Знаменского «От Тобольска до Обдорска». Тобольск, 1862. Хромолитография. РГБ

Николай I обязал наследника посещать в городах в первую очередь соборы, учебные заведения, больницы, тюрьмы, заводы. В Тобольске В. А. Жуковский устроил Александру встречу со ссыльными декабристами.

Цель путешествия была достигнута. Александр вернулся из него внутренне настроенным на исполнение предстоящих обязанностей. В 1856 году в дни коронационных торжеств молодой император объявил амнистию всем оставшимся в живых декабристам, петрашевцам и другим политическим заключенным.
Рисовано со слов старожила очевидца К. Н. Николаева
Из книги М. С. Знаменского «От Тобольска до Обдорска». Тобольск, 1862. Хромолитография. РГБ

Николай I, напутствуя сына перед поездкой, подготовил ему письмо-наставление. Император напомнил сыну, что путешествие по России есть то «время, в которое ты, знакомясь со своим родным краем, сам будешь строго судим». Он очертил цели путешествия, правила поведения с людьми. Для всех участников этой поездки император составил отдельную инструкцию, в которой определил её назначение: «Путешествие наследника имеет двоякую цель, узнать Россию, сколько сие возможно, и дать себя видеть будущим подданным».
Декабристы, жившие в Тобольске, их могилы и дома
Из книги «От Тобольска до Обдорска», Знаменский М. С.
Тобольск, 1862, хромолитография, РГБ


Николай I обязал наследника посещать в городах в первую очередь соборы, учебные заведения, больницы, тюрьмы, заводы. В Тобольске В. А. Жуковский устроил Александру встречу со ссыльными декабристами.

Цель путешествия была достигнута. Александр вернулся из него внутренне настроенным на исполнение предстоящих обязанностей. В 1856 году в дни коронационных торжеств молодой император объявил амнистию всем оставшимся в живых декабристам, петрашевцам и другим политическим заключенным.

Великая княгиня Мария Александровна
[Санкт-Петербург, 1840-е]. Литография. РГБ

В 1839 году во время поездки за границу будущий император в Дармштадте познакомился с дочерью великого герцога Гессенского Людвига II. Гессенской принцессе Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии было 14 лет. Александр влюбился и попросил у родителей
Император Александр II и императрица Мария Александровна
1860-е. РГБ

согласия на брак, но получил отказ. «Я люблю её, и я скорее откажусь от трона, чем от неё. Я женюсь только на ней, вот моё решение!» — цесаревич упорствовал, и в конце концов согласие Николая I и императрицы Александры Фёдоровны было получено.
Императрица Мария Александровна
Фотограф К. И. Бергамаско. 1870-е. РГБ

5 декабря 1840 года гессенская принцесса приняла православие, и на следующий день, 6 декабря, цесаревич Александр обручился с ней — теперь великой княжной Марией Александровной. Александр II и Мария Александровна прожили в браке около 40 лет.
Великая княгиня Мария Александровна
[Санкт-Петербург, 1840-е]. Литография. РГБ

В 1839 году во время поездки за границу будущий император в Дармштадте познакомился с дочерью великого герцога Гессенского Людвига II. Гессенской принцессе Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии было 14 лет. Александр влюбился и попросил у родителей согласия на брак, но получил отказ. «Я люблю её, и я скорее откажусь от трона, чем от неё. Я женюсь только на ней, вот моё решение!» — цесаревич упорствовал, и в конце концов согласие Николая I и императрицы Александры Фёдоровны было получено.
Император Александр II и императрица Мария Александровна
1860-е. РГБ

В 1839 году во время поездки за границу будущий император в Дармштадте познакомился с дочерью великого герцога Гессенского Людвига II. Гессенской принцессе Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии было 14 лет. Александр влюбился и попросил у родителей согласия на брак, но получил отказ. «Я люблю её, и я скорее откажусь от трона, чем от неё. Я женюсь только на ней, вот моё решение!» — цесаревич упорствовал, и в конце концов согласие Николая I и императрицы Александры Фёдоровны было получено.
Императрица Мария Александровна
Фотограф К. И. Бергамаско. 1870-е. РГБ

5 декабря 1840 года гессенская принцесса приняла православие, и на следующий день, 6 декабря, цесаревич Александр обручился с ней — теперь великой княжной Марией Александровной. Александр II и Мария Александровна прожили в браке около 40 лет.

Коронация
Николай I, отец Александра II, умер 18 февраля 1855 года. Шла Крымская война, и наследник престола решил короноваться, когда война будет закончена. 18 марта 1856 года был подписан Парижский мирный договор, а ровно через месяц, 17 апреля, был объявлен манифест о предстоящем короновании. Торжественная церемония коронации императора Александра II и императрицы Марии Александровны состоялась 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля. Москва ликовала, дни, следующие за коронацией, ознаменовались приёмами, празднествами, народными гуляньями.
Коронационный альбом императора Александра II и императрицы Марии Александровны
Описание священнейшего коронования их императорских величеств государя
императора Александра
II и государыни императрицы Марии Александровны всея России

Напечатан в типографии Императорской академии наук, в Санкт-Петербурге в 1856 году
В альбоме 52 цветные и чёрно-белые иллюстрации (из них 33 в тексте и 19 на отдельных листах) — литографии и хромолитографии. Самый большой из коронационных альбомов — размер составляет 92×70 см, вес — свыше 25 кг.
Является одним из самых роскошных и редких иллюстрированных изданий середины XIX века. Всего отпечатано 200 экземпляров, которые предназначались в качестве подарка высшим сановникам и иностранным гостям, участвовавшим в торжествах по случаю коронации. Экземпляры для иностранцев изданы с текстом на французском языке. Иллюстрации в книге отпечатаны на китайской бумаге, а для текста отлиты специальные крупные шрифты.

Оригинальные рисунки для «Описания…» выполнялись, под наблюдением вице-президента Императорской академии художеств князя Г. Г. Гагарина (1810—1895), известными русскими и иностранными художниками того времени: В. Ф. Тиммом (1820—1895), М. А. Зичи (1827—1906), Н. Е. Сверчковым (1817—1898), И. А. Монигетти (1819—1878), Ф. Г. Баганца (1834—1873) и другими.
Московский публичный и Румянцевский музей
Дары Александра II из личных коллекций и денежных средств показывают, что император имел ясное представление о том, каких произведений искусства не хватает для устройства музейной экспозиции и привлечения внимания широкой публики. Как отмечал первый директор Московского публичного и Румянцевского музеев Н. В. Исаков в первом отчёте по музею, основанием отделения живописи послужила картина Александра Иванова «Явление Христа народу», подаренная императором в 1862 году к открытию Московского публичного и Румянцевского музеев. Картина Иванова стала наиболее знаменитым полотном музея на долгие годы.

Император Александр II
Художник Жуковский Рудольф Казимирович, литография А. Траншеля.
Санкт-Петербург, 1865. РГБ


15 (27) декабря 1862 года император Александр II в сопровождении императрицы Марии Александровны и других членов семьи Романовых посетил Московский публичный и Румянцевский музеи. Это знаменательное событие, запечатлённое в книге почётных посетителей, где расписался император, стало завершением долгого пути к созданию в древней столице первого городского общественного музея. История Московского публичного и Румянцевского музеев, личное участие в их основании не только царя, но и представителей многочисленного венценосного семейства принадлежат к блестящим и значимым страницам русской культуры.
Александра Фёдоровна, императрица всероссийская
Сандомури Александр Иванович. Санкт-Петербург, 1826. Эстамп. РГБ

29 мая 1862 года великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, младшие братья Александра II, подарили Румянцевскому музею книжную коллекцию своей матери Александры Фёдоровны. Библиотека императрицы представляла собой собрание, состоящее из 9 тысяч книг, альбомов, гравюр и эстампов. Книги Александры Фёдоровны облечены в изысканные переплёты лучших мастеров того времени, изготовленные из сафьяна, бархата, парчи, муарового шелка с золотым тиснением. Многие книги — это подносные экземпляры с иллюстрациями, выполненными вручную, с посвящениями и дарственными надписями.
Император Александр II
Художник Жуковский Рудольф Казимирович, литография А. Траншеля. Санкт-Петербург, 1865. РГБ

15 (27) декабря 1862 года император Александр II в сопровождении императрицы Марии Александровны и других членов семьи Романовых посетил Московский публичный и Румянцевский музеи. Это знаменательное событие, запечатлённое в книге почётных посетителей, где расписался император, стало завершением долгого пути к созданию в древней столице первого городского общественного музея. История Московского публичного и Румянцевского музеев, личное участие в их основании не только царя, но и представителей многочисленного венценосного семейства принадлежат к блестящим и значимым страницам русской культуры.
Александра Фёдоровна, императрица всероссийская
Сандомури Александр Иванович. Санкт-Петербург, 1826. Эстамп. РГБ

29 мая 1862 года великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, младшие братья Александра II, подарили Румянцевскому музею книжную коллекцию своей матери Александры Фёдоровны. Библиотека императрицы представляла собой собрание, состоящее из 9 тысяч книг, альбомов, гравюр и эстампов. Книги Александры Фёдоровны облечены в изысканные переплёты лучших мастеров того времени, изготовленные из сафьяна, бархата, парчи, муарового шелка с золотым тиснением. Многие книги — это подносные экземпляры с иллюстрациями, выполненными вручную, с посвящениями и дарственными надписями.

Великая княгиня Ольга Николаевна Вюртембергская
Франсуа Фредерик Шевалье, с оригинала Бернара (Bernhard). 1849. РГБ

Ольга Николаевна родилась 30 августа 1822 года и была третьим ребенком в семье императора Николая I и Александры Фёдоровны. Одним из её наставников, как и у старшего брата Александра, был поэт Василий Андреевич Жуковский. Он писал: «Ольга Николаевна очень прилежна. Она раз в неделю занимается уже и со мною и всегда очень, очень внимательна. Слушает прилежно, и что поймёт, того не забывает…»

В мае 1861 года великая княгиня Ольга Николаевна передала в дар Румянцевскому музею библиотеку своей сестры, великой княгини Александры Николаевны.
Письмо из канцелярии княгини Ольги Николаевны
РГБ

Письмо, отправленное из канцелярии великой княгини Ольги Николаевны Николаю Васильевичу Исакову, попечителю Московского учебного округа, первому директору Московского публичного и Румянцевского музеев.

«Милостивый государь Николай Васильевич! По повелению государыни великой княгини Ольги Николаевны имею честь препроводить при сём к вашему превосходительству 41 сочинение (244 тома) для учреждаемой в Москве Публичной библиотеки.

Покорнейше прошу Вас, милостивый государь, о получении сих книг почтить меня уведомлением и принять уверение в совершенном моём почтении и преданности».
Великий князь Михаил Николаевич
Шарль-Пьер-Виктор Пажоль. [1856], РГБ

Великий князь Михаил Николаевич (1832—1909) — четвёртый сын императора Николая I. По традиции семьи Романовых готовился к военной карьере. С началом Крымской войны Михаил находился при действующей армии. С восшествием на престол старшего брата — Александра II Михаил был назначен членом Государственного совета, принял на себя множество государственных и общественных обязанностей. Вместе со своим братом Николаем Николаевичем в мае 1862 года подарил вновь созданному Московскому публичному и Румянцевскому музею книжную коллекцию своей матери — императрицы Александры Фёдоровны.
Великая княгиня Ольга Николаевна Вюртембергская
Франсуа Фредерик Шевалье, с оригинала Бернара (Bernhard). 1849. РГБ

Ольга Николаевна родилась 30 августа 1822 года и была третьим ребенком в семье императора Николая I и Александры Фёдоровны. Одним из её наставников, как и у старшего брата Александра, был поэт Василий Андреевич Жуковский. Он писал: «Ольга Николаевна очень прилежна. Она раз в неделю занимается уже и со мною и всегда очень, очень внимательна. Слушает прилежно, и что поймёт, того не забывает…»

В мае 1861 года великая княгиня Ольга Николаевна передала в дар Румянцевскому музею библиотеку своей сестры, великой княгини Александры Николаевны.
Письмо из канцелярии княгини Ольги Николаевны
РГБ

Письмо, отправленное из канцелярии великой княгини Ольги Николаевны Николаю Васильевичу Исакову, попечителю Московского учебного округа, первому директору Московского публичного и Румянцевского музеев.

«Милостивый государь Николай Васильевич! По повелению государыни великой княгини Ольги Николаевны имею честь препроводить при сём к вашему превосходительству 41 сочинение (244 тома) для учреждаемой в Москве Публичной библиотеки.

Покорнейше прошу Вас, милостивый государь, о получении сих книг почтить меня уведомлением и принять уверение в совершенном моём почтении и преданности».
Великий князь Михаил Николаевич
Шарль-Пьер-Виктор Пажоль. [1856]. РГБ

Великий князь Михаил Николаевич (1832—1909) — четвёртый сын императора Николая I. По традиции семьи Романовых готовился к военной карьере. С началом Крымской войны Михаил находился при действующей армии. С восшествием на престол старшего брата — Александра II Михаил был назначен членом Государственного совета, принял на себя множество государственных и общественных обязанностей. Вместе со своим братом Николаем Николаевичем в мае 1862 года подарил вновь созданному Московскому публичному и Румянцевскому музею книжную коллекцию своей матери — императрицы Александры Фёдоровны.

Библиотека Александры Фёдоровны
Свою библиотеку императрица Александра Фёдоровна собирала на протяжении всей жизни. Самые ранние издания были ею привезены из родительского дома. Непосредственное участие в комплектовании её библиотеки принимал Василий Андреевич Жуковский. Особое место отводилось коллекции альбомов-путеводителей по разным странам и изданиям о природе.
Зал с книгами Александры Фёдоровны в Румянцевском музее
Фотоальбом. Москва, 1908. РГБ

В библиотеку Александры Фёдоровны входили научные и научно-популярные издания по разным отраслям знания, словари, справочники, энциклопедии. Щедрый дар по достоинству оценили в Московском публичном и Румянцевском музеях. Книги императрицы Александры Фёдоровны были выставлены отдельным мемориальным комплексом в особом зале, украшенном последним портретом владелицы библиотеки.
Портрет Александры Фёдоровны
Винтерхальтер Ф. К. 1856

Портрет императрицы Александры Фёдоровны создал в 1856 году Франц Ксавье Винтерхальтер (Franz Xaver Winterhalter; 1805—1873) — немецкий живописец и литограф, известный своими портретами царственных особ Европы середины XIX столетия. Сейчас картина находится в Государственном Эрмитаже. На выставке в Ивановском зале портрет экспонировался впервые.

Книга из личной библиотеки императрицы Александры Фёдоровны. На 17 листе надпись: «Сочинил и рисовал академик Фёдор Солнцев 5 декабря 1850 года».

Фёдор Григорьевич Солнцев (1801—1892) — художник, архитектор, историк, специалист по художественной археологии. По рисункам Солнцева восстановлены терема и церкви Московского Кремля, украшены залы Кремлевского дворца. Ему принадлежит честь открытия и восстановления мозаик и фресок Софии Киевской, Успенского собора Киево-Печерской лавры, Дмитровского собора во Владимире. Рукопись выполнена в псевдорусском стиле, со смешением средневековых русских и западноевропейских черт и особенностей натуралистической церковной живописи XIX века. Каждый лист украшен или орнаментальной рамкой с миниатюрами в ней, или простой орнаментальной рамкой.
Праздники в доме православного царя русского. 1850
Из личной библиотеки Александры Фёдоровны
Книга из личной библиотеки императрицы Александры Фёдоровны. На 17 листе надпись: «Сочинил и рисовал академик Фёдор Солнцев 5 декабря 1850 года».

Фёдор Григорьевич Солнцев (1801—1892) — художник, архитектор, историк, специалист по художественной археологии. По рисункам Солнцева восстановлены терема и церкви Московского Кремля, украшены залы Кремлевского дворца. Ему принадлежит честь открытия и восстановления мозаик и фресок Софии Киевской, Успенского собора Киево-Печерской лавры, Дмитровского собора во Владимире. Рукопись выполнена в псевдорусском стиле, со смешением средневековых русских и западноевропейских черт и особенностей натуралистической церковной живописи XIX века. Каждый лист украшен или орнаментальной рамкой с миниатюрами в ней, или простой орнаментальной рамкой.
Праздники в доме православного царя русского. 1850
Из личной библиотеки Александры Фёдоровны
Книги по флористике
из библиотеки
Александры Фёдоровны
Чтение книг занимало важное место в жизни императрицы Александры Фёдоровны (старшей). В её библиотеке собраны научные и научно-популярные издания по разным отраслям знания, словари, справочники, энциклопедии. Особый интерес представляет коллекция изданий, посвящённых животному миру и природе, и среди них — книг о цветущих растениях. Императрицу отличала любовь к цветам, особенно к белым розам, за что в семейном кругу её назвали «Blanche fleur» (Белый цветок).
  • 1
    Flowers from Stratford on Avon: A selection from the flowers mentioned in the poems and plays of Shakespeare
    Лондон: изд. Поль Жеррард [1852]. На английском языке. Картон, эмаль, золотое тиснение, хромолитография, ручная подкраска, бумага, печать. 28×19,5×1,5 см.

    Подносный экземпляр Александре Фёдоровне (старшей).
  • 2
    Paxton's magazine of Botany and register of flowering plants. Vol. IX
    Лондон: W.S. Orr & C°, 1842. Бумага, кожа, золотое и блинтовое тиснение, печать. 24×17,5 см.

    Девятый том многотомного справочника по ботанике, издаваемого с 1834 года английским архитектором, писателем и садоводом Дж. Пакстоном.
  • 3
    Wild Flowers and their teachings
    Лондон: Whittaker and C°, 1848
    Бумага, картон, шёлк, золотое тиснение, печать. 24×16,5 см.

Тысячелетие России

В сентябре 1862 года с большой помпой было отпраздновано 1000-летие России. Дата была выбрана не случайно. Ещё в 1852 году император Николай I официально признал 862 год — год, когда, согласно «Повести временных лет», был призван на княжение Рюрик, — началом государственности России.

Александр II решил, что консолидировать общество вокруг трона должно поистине эпохальное событие — тысячелетний юбилей российской государственности. Начало следующего тысячелетия истории России совпадало с периодом кардинальных перемен в жизни империи. Преобразования Александра II становились венцом всего уходящего в прошлое периода, а крепостная реформа 19 февраля 1861 года торжественно подводила итог предшествующей истории государства.
Альбом рисунков «Виды новгородских церквей»
В фондах Российской государственной библиотеки был обнаружен альбом середины XIX века, озаглавленный «Виды новгородских церквей». Это собранная в папки последовательность оригинальных графических листов и рукописных подписей к ним. Альбом содержит 73 графических листа со сквозной нумерацией, выполненных в технике акварели с очень большой тщательностью изображения целого и деталей. Иногда к акварели прибавляются белила. Отмечены также случаи использования красок с металлом — для имитации золочения куполов.
Предположительно альбом связан с празднованием тысячелетия России в 1862 году в Новгороде и изданием к этому событию книги архимандрита Макария «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях» (1862 год, в двух томах, с посвящением «В память Тысячелетия России»). Книга архимандрита Макария — один из первых русских археологических трудов, в котором собраны и систематизированы сведения по истории и архитектуре всех древних новгородских храмов. Структура альбома совпадает со структурой книги архимандрита Макария.

москва
Политехническая выставка
1872 года
«Предстоящая выставка является первым опытом допущения иностранных торговых и промышленных фирм к участию в русской Выставке… Предстояло собрать коллекции, которые ознакомили бы публику с содержанием прикладных знаний, и для этого естественно надлежало искать такие коллекции там, где существуют все условия для их составления; нельзя было ограничиться русской землёю, было необходимо позаимствовать многое и в чужих странах, притом именно в тех, где позаимствование могло принести пользу для дела».
Вестник Политехнической выставки, накануне открытия
Московская Политехническая выставка 1872 года, приуроченная к 200-летию со дня рождения Петра Великого, стала событием поистине историческим, подводящим итоги двухсотлетнего развития новой послепетровской страны. Выставка соединила в себе два великих царствования — Царя-Преобразователя, превратившего Московскую Русь в Российскую империю, и Царя-Освободителя, отменившего крепостное право и положившего начало новому этапу в развитии русской государственности, промышленности и торговли.

Выставка открылась 30 мая 1872 года, в двухсотый день рождения Петра I, и продолжила работу до 1 сентября. Она собрала около 12 тысяч экспонентов, включая 2000 иностранных, и не менее 750 тысяч зарегистрированных посетителей.

Инициатором проведения Политехнической выставки было Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, на заседании которого в 1868 году и было принято соответствующее решение. После высочайшего одобрения инициативы московских профессоров Александр II утвердил состав и все необходимые документы, регламентирующие работу Комитета выставки, который возглавил князь С. М. Голицын.
На Всероссийские выставки, проводимые по именному указу императора (в истории России с 1829 по 1896 год прошло 16 выставок) допускались произведения лишь российского производства, сделанные из отечественного сырья и материалов.

Политехническая, первая из русских выставок, принимала зарубежных экспонентов.

Устроители изначально задумывали и строили её как Выставку Прогресса, устроенную «на основе коллекций систематических предметов» и «на строго научных основаниях с целью наглядного обучения публики достижениям науки и отечественной промышленности».

Выставку разделили на тематические отделы, располагавшиеся в отдельных павильонах. Всего имелся 21 отдел, 14 из которых считались главными. Почётный первый номер носил Исторический отдел, который был полностью посвящён личности и эпохе великого реформатора русской жизни императора Петра Великого. Важность отдела подчёркивало утверждение в должности его председателя ректора Московского университета С. М. Соловьёва. Государственными считались отделы Морской, Военный и Севастопольский.

Выставка занимала Манеж, Кремлёвские сады, набережную Москвы-реки от Каменного до Москворецкого моста и часть площади внутри Кремля. Кроме того, были устроены на Варварской площади народный театр, народная кухня, народная чайная, гимнастическое помещение, образцовая школа и читальня. К торжественному дню Пётр Ильич Чайковский написал специальную «Кантату на открытие Политехнической выставки в Москве», которая была исполнена музыкантами Большого театра 30 мая 1872 года на Троицком мосту Кремля.

Политехническая выставка 1872 года в Москве заложила основы двух музеев — Прикладных знаний, будущего Политехнического, и Исторического музея.
В память пятидесятилетия государя императора Александра Николаевича, самодержца всероссийского: 1868—1818
Лубок, литография. Москва, 1868
«И быть в делах времён своих красой», — пожелал в стихотворении на рождение цесаревича его будущий наставник Василий Андреевич Жуковский. В годы царствования император Александр II внёс огромный вклад в просвещение России и российского народа.

Цесаревич великий князь Александр Николаевич
Художник Ф. Драгунов. Москва, 1840. Лубок. РГБ

Царствование Александра II недаром называют эпохой Великих реформ. В 1860—1870 годы были проведены беспрецедентные по масштабу реформы Российской империи:

Отмена крепостного права (1861)
Финансовая реформа (1863)
Реформа высшего образования (1863)
Земская реформа (1864)
Судебная реформа (1864)
Цензурная реформа (1865)
Реформа городского самоуправления (1870)
Реформа среднего образования (1871)
Военная реформа (1874)
Император Александр II, царь-Освободитель
Художник В. Малюшицкий. Санкт-Петербург, 1911. Лубок. РГБ

Александр II вошёл в историю как царь-освободитель благодаря самой известной реформе — отмене крепостного права. Крестьянская реформа была провозглашена манифестом «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» 19 февраля 1861 года.

В первой трети XX века популярны были портреты, составленные из букв значимых произведений. И портрет императора Александра II составлен В. Малюшицким из букв манифеста об освобождении крестьян. Портрет выпущен в 1911 году — к 50-летию опубликования манифеста.
Цесаревич великий князь Александр Николаевич
Художник Ф. Драгунов. Москва, 1840. Лубок. РГБ

Царствование Александра II недаром называют эпохой Великих реформ. В 1860—1870 годы были проведены беспрецедентные по масштабу реформы Российской империи:

Отмена крепостного права (1861)
Финансовая реформа (1863)
Реформа высшего образования (1863)
Земская реформа (1864)
Судебная реформа (1864)
Цензурная реформа (1865)
Реформа городского самоуправления (1870)
Реформа среднего образования (1871)
Военная реформа (1874)
Император Александр II, царь-освободитель
Художник В. Малюшицкий. Санкт-Петербург, 1911. Лубок. РГБ

Александр II вошёл в историю как царь-освободитель благодаря самой известной реформе — отмене крепостного права. Крестьянская реформа была провозглашена манифестом «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» 19 февраля 1861 года.

В первой трети XX века популярны были портреты, составленные из букв значимых произведений. И портрет императора Александра II составлен В. Малюшицким из букв манифеста об освобождении крестьян. Портрет выпущен в 1911 году — к 50-летию опубликования манифеста.
Медали времён царствования императора Александра II из собрания библиофила А. М. Макарова
(1891—1965)
В годы правления императора Александра II в Российской империи было отчеканено свыше 250 наименований памятных, юбилейных и наградных медалей. В основном медали чеканились на Санкт-Петербургском монетном дворе из золота, серебра и бронзы.

Представленные здесь медали времён царствования императора Александра II принадлежат к собранию известного московского библиофила, коллекционера и популяризатора русской военной истории Александра Михайловича Макарова (1891—1965).
Всякая медаль имеет своё историческое значение. Она представляет нам памятник совершившегося события.
Ю. Иверсен (1823—1900), исследователь

Император Александр II и его сподвижники
П. Ф. Борель. Санкт-Петербург, 1872. Лубок. РГБ
Создание Русского исторического общества

В ряду событий эпохи Великих реформ одним из наиболее значительных является создание Русского исторического общества.
В марте 1866 года по инициативе известных отечественных историков, военных и государственных деятелей было основано Русское историческое общество, призванное «положить конец тем недостойным нападкам, коим в отечественной прессе подвергалась история России». Спустя три месяца император Александр II утвердил его устав. Почётное председательство с начала основания Общества принял на себя цесаревич Александр Александрович, который оказывал ему всемерную поддержку. В целях «всесторонне содействовать развитию русского национального исторического просвещения» Русское историческое общество занималось сбором, обработкой и публикацией материалов и документов по отечественной истории из государственных и частных архивов. 24 ноября 1873 года ему было присвоено наименование «Императорское Русское историческое общество».

В конце 1774 года императрица Екатерина II повелела князю Г. А. Потёмкину сформировать для службы при её величестве гусарский эскадрон. Эскадрон был назван Лейб-гусарским. В 1798 году на его основе был сформирован лейб-гвардии Гусарский полк. 22 апреля 1818 года великий князь Александр Николаевич был назначен его шефом. 19 февраля 1855 года, по случаю восшествия на престол императора Александра II, полк стал именоваться лейб-гвардии Гусарским его величества полком.
Венгерка повседневная генерала лейб-гвардии Гусарского его величества полка
Принадлежала Александру II. Россия, 1870-е. Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Великий князь Александр Александрович
Баллин Джоэль (?). Санкт-Петербург, 1860-е. Гравюра. РГБ

Великий князь Александр Александрович (с 15 мая 1883 года — император Александр III) был третьим ребёнком и вторым сыном в семье Александра II и Марии Александровны. Получил военное воспитание, но после смерти цесаревича Николая стал наследником престола, и его образование дополнили история, экономика, право. Горячо поддержал идею А. А. Половцова об организации Русского исторического общества и с момента основания общества в 1866 году был его почётным председателем.
Князь Пётр Андреевич Вяземский
Борель П. Ф. Санкт-Петербург, 1880. Литография Н. Брезе. РГБ

Князь Пётр Андреевич Вяземский (1792—1878) — русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель. Близкий друг и постоянный корреспондент Александра Сергеевича Пушкина. В начале царствования Александра II получил пост товарища министра народного просвещения при министре А. В. Норове, в 1856—1858 годы возглавлял Главное управление цензуры. Пётр Андреевич Вяземский был сооснователем и первым председателем Русского исторического общества.
Александр Александрович Половцов
Пожалостин И. П. Россия, 1881. Гравюра. РГБ

Александр Александрович Половцов (1832—1909) — государственный и общественный деятель Российской империи, сенатор, промышленник, меценат.
В 1864 году произошло знакомство великого князя Александра Александровича и Александра Александровича Половцова. Из общности их взглядов на сильные и слабые стороны русской исторической науки и родилось Русское историческое общество. Половцов был первым членом-учредителем Общества, в 1866—1879 годы — его секретарём, а с 1879 года и до конца жизни — председателем.
Великий князь Александр Александрович
Баллин Джоэль (?). Санкт-Петербург, 1860-е. Гравюра. РГБ

Великий князь Александр Александрович (с 15 мая 1883 года — император Александр III) был третьим ребёнком и вторым сыном в семье Александра II и Марии Александровны. Получил военное воспитание, но после смерти цесаревича Николая стал наследником престола, и его образование дополнили история, экономика, право. Горячо поддержал идею А. А. Половцова об организации Русского исторического общества и с момента основания общества в 1866 году был его почётным председателем.
Князь Пётр Андреевич Вяземский
Борель П. Ф. Санкт-Петербург, 1880. Литография Н. Брезе. РГБ

Князь Пётр Андреевич Вяземский (1792—1878) — русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель. Близкий друг и постоянный корреспондент Александра Сергеевича Пушкина. В начале царствования Александра II получил пост товарища министра народного просвещения при министре А. В. Норове, в 1856—1858 годы возглавлял Главное управление цензуры. Пётр Андреевич Вяземский был сооснователем и первым председателем Русского исторического общества.
Александр Александрович Половцов
Пожалостин И. П. Россия, 1881. Гравюра. РГБ

Александр Александрович Половцов (1832—1909) — государственный и общественный деятель Российской империи, сенатор, промышленник, меценат.
В 1864 году произошло знакомство великого князя Александра Александровича и Александра Александровича Половцова. Из общности их взглядов на сильные и слабые стороны русской исторической науки и родилось Русское историческое общество. Половцов был первым членом-учредителем Общества, в 1866—1879 годы — его секретарём, а с 1879 года и до конца жизни — председателем.
Акварели из личной библиотеки Александра II
В картонной папке с золотым тиснением
1859. РГБ

Рисунки, планы, чертежи к сведениям о гвардейской артиллерии
Чертежи сняты с собственноручных чертежей Петра Великого или с натуры.
Рисунки и чертежи подготовлены специально для императора Александра II.