Кураторские экскурсии
За четыре месяца в пространстве Ивановского зала РГБ прошло девять кураторских экскурсий,
каждая из которых подробно освещала одну из частей выставки.
В пространстве выставки «Император Александр II. Воспитание просвещением» (Ивановский зал) в течение всего периода её работы проходили кураторские экскурсии. Эти экскурсии провели
специалисты, принимавшие непосредственное участие в подготовке экспозиции, они рассказывали о своих любимых экспонатах, о том, как и почему именно те были отобраны из всего многообразия фондов Российской государственной библиотеки. Каждая из этих экскурсий была неповторима.

Проведение кураторских экскурсий — добрая традиция на выставках в Ивановском зале.
25 мая
25 мая
В тени великих реформ. Культура в эпоху Александра II
экскурсия Натальи Самойленко,
руководителя проекта, заместителя генерального директора Российской государственной библиотеки по внешним связям и выставочной деятельности
Александр II вошёл в историю как царь-освободитель. В период его правления были проведены крупнейшие преобразования в жизни страны: отмена крепостного права, реформы в области экономики, суда, армии, образования. Однако биографы и историки уделяли значительно меньше внимания вкладу Александра II в культуру России. Поэтому так важно помнить о роли Александра II в развитии просвещения, о его ярких и знаковых проектах в области культуры: праздновании тысячелетия России, создании Русского исторического общества и проведении у стен Московского Кремля в 1872 году Промышленной выставки, на материалах которой возникли Политехнический и Исторический музеи.

Об этом рассказала на первой кураторской экскурсии по выставке «Император Александр II. Воспитание просвещением» руководитель проекта Наталья Самойленко.
1 июня
1 июня
экскурсия Элеоноры Свиридюк,
главного библиотекаря научно-методического сектора отдела хранения основных фондов Российской государственной библиотеки
Эпоха Александра II — эпоха интенсивного продвижения России вперёд в области культуры, образования, науки. Огромное влияние на формирование Александра как просвёщенного монарха оказали педагоги и разработанная ими специально для будущего наследника престола программа воспитания и обучения, которая впоследствии стала применяться в Доме Романовых для воспитания детей.

«Его высочеству надо быть не учёным, а просвещённым. Просвещение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного. Просвещение в истинном смысле есть всеобъемлющее знание, соединённое с нравственностью» — эти слова Жуковского точно отражают систему воспитания наследника.

Об этом рассказала 1 июня на второй кураторской экскурсии по выставке «Император Александр II. Воспитание просвещением» Элеонора Витальевна Свиридюк, главный библиотекарь научно-методического сектора отдела хранения основных фондов.

6 июня
6 июня
экскурсия Любови Родионовой,
заведующей отделом изоизданий Российской государственной библиотеки
На протяжении всего XIX века жизнь императорского дома Романовых являлась неизменным источником сюжетов для народных изданий. Период царствования Александра II ознаменовался быстрым внедрением в печатное производство более дешёвой и многотиражной по сравнению с техниками глубокой печати (пунктиром и офортом) литографии, что привело к значительной активности издателей, наводнивших рынок быстро печатавшейся лубочной продукцией.

Участники экскурсии узнали, какие события из жизни монарха нашли отражения в лубке, как освещали жизнь императорской семьи московские издатели народных картинок и какое место старая столица занимала в жизни Александра II.
15 июня
15 июня
Александр II в истории Румянцевского музея
экскурсия Елены Емельяновой,
старшего научного сотрудника сектора формирования и научной обработки фондов научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной библиотеки (Музея книги)
Для истории Российской государственной библиотеки, наследницы знаменитого Румянцевского музея, деятельность императора на ниве культуры имеет первостепенное значение. Александр II всецело поддержал идею открытия музея в Москве на основе двух коллекций: Московского университета и Санкт-Петербургского Румянцевского музеума. Внимание и щедрая помощь Александра II позволили представить зрителям богатые и разнообразные коллекции, разместившиеся в одном из самых красивых зданий Москвы — Доме Пашкова.

Участники экскурсии познакомились с историей образования отделений Московского публичного и Румянцевского музеев, увидели наиболее интересные произведения и книги, которые были переданы музею Александром II и членами царской семьи.
17 июня
17 июня
Экскурсия в рамках лекции «Реформа взгляда: как фотография потеснила портрет, а самодержец стал человеком»
Экскурсия прошла в рамках совместного лектория просветительского проекта «Арзамас» и Российской государственной библиотеки
Завершая цикл лектория просветительского проекта «Арзамас», ведущая лекции Юлия Сафронова рассказала о роли портрета в эпоху императора Александра II, который стал первым самодержцем, кому пришлось столкнуться с новым способом видеть себя и демонстрировать себя подданным — через фотографию. Посетители узнали о том, как император обращался со своими фотографиями, каким он видел себя и как смотрел на фотографии своей возлюбленной Екатерины Долгоруковой.

После лекции слушатели посетили экскурсию по выставке. Она дала возможность увидеть императора Александра II как царя-просветителя и ярче представить жизнь людей той эпохи. Экскурсию провели руководитель проекта и заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Юрьевна Самойленко и старший научный сотрудник библиотеки Елена Александровна Емельянова.

Подробнее о лекции и экскурсии
20 июня
20 июня
Александр II. Воспитание просвещением
экскурсия Элеоноры Свиридюк,
главного библиотекаря научно-методического сектора отдела хранения основных фондов Российской государственной библиотеки
В экспозиции выставки «Император Александр II. Воспитание просвещением» эпоха правления Александра II была представлена не только архивными документами, но и удивительными экземплярами книг и журналов — непосредственными свидетелями рождения, жизни и деяний императора.

Современные мультимедийные средства позволили посетителям полистать редкие книги, оказаться на коронации Александра II, погрузиться в атмосферу XIX века.

29 июня
29 июня
Книги семьи Романовых в собрании Музея книги
экскурсия Елены Степановой,
заместителя заведующего научно-исследовательского редких книг Российской государственной библиотеки
Важную роль в процессе просвещения играет книга. В семье Романовых, как и в семьях многих их современников, к книге было особое отношение. Практически каждый член семьи собирал свою библиотеку, которая переходила детям, внукам. Книги почти всегда были среди подарков в дни праздников. Самые интересные экземпляры из личных царских собраний хранятся в фонде научно-исследовательского отдела редких книг, в том числе и книги из библиотеки матери Александра II, Александры Фёдоровны, подаренной её детьми Румяцевскому музею.

О книгах, вошедших в экспозицию выставки «Император Александр II. Воспитание просвещением», и о тех, что хранятся в фондах Музея книги, рассказала на экскурсии Елена Владимировна Степанова, заместитель заведующего НИО редких книг.

6 июля
6 июля
Император Александр II, его семья и окружение
экскурсия Анны Родионовой,
заведующей сектором хранения и учёта фондов отдела рукописей Российской государственной библиотеки
Документы, эти беспристрастные свидетельства, помогают понять, как рос и взрослел будущий император. Участники экскурсии увидели учебные материалы по географии и контурные карты, выполненные Александром в 1836 году, рисунки его товарищей по обучению Паткуля и Виельгорского, собственноручные пометки Василия Андреевича Жуковского на записке «О воспитании».

В ходе экскурсии посетители выставки увидели не царя-освободителя, не царя-реформатора, а сложного, глубокого и не всегда счастливого человека.
25 июля
25 июля
Александр II — личность и эпоха
экскурсия Ольги Барковец,
историка, куратора проекта
Роль личности монарха, определявшего основной вектор развития страны, её прогресс, была чрезвычайна. Мировоззрение Александра II, его шкала нравственных ценностей и государственного мышления формировались под влиянием его родителей,  в первую очередь — отца, императора Николая I, а также воспитателей и преподавателей наследника русского престола. Важную роль в этом процессе сыграл наставник великого князя Александра Николаевича Василий Андреевич Жуковский, который сделал всё возможное, чтобы в систему образования августейшего воспитанника заложить идеи гуманизма и просвещения.

О времени великих реформ и крупных культурных проектов, о личности царя-просветителя и его вкладе в развитие России на экскурсии рассказала Ольга Исхаковна Барковец, историк, куратор выставки.

Видеозапись лекции и фоторепортажи с экскурсий